Караван посольства проходил через разрушенные войной места. Днем питались наспех, чтобы не терять время в эти короткие февральские дни. Каждый вечер Максимин устраивал по римскому обычаю ужин для своих почетных гостей Ореста и Едекона. Один из таких ужинов чуть было не вылился в дипломатический скандал. Все началось с того, что гунны начали хвалить своего императора-победителя. Римляне превозносили достоинства Теодоза, особенно старался подвыпивший Вижилас:
— Император Теодоз получил самое лучшее в мире образование, он является величайшим юристом всех времен и народов. Кроме того он большой писатель и художник.
Орест заметил:
— Аттила тоже получил хорошее образование. Он черпает знания всюду, не пренебрегая никакими источниками, тщательно собирает информацию по интересующим его вопросам. Он является самым большим путешественником нашего времени, посетившим самые дальние и неизвестные края, а ваш Теодоз почти не выходит из своего дворца. Поэтому с большой натяжкой можно согласиться на то, что они имеют примерно равный уровень образования. Что касается важнейшей функции любого императора как верховного командующего своими армиями, то тут ясно, что не о чем даже говорить.
Вижилас выпалил резко:
— О чем спорить? Как можно сравнивать человека, даже выдающегося, с богом? Римский император Теодоз — бог, а ваш Аттила — человек!
Наступила тишина. Все были шокированы. Для христианина обожествление императора было языческим пережитком. Для гуннов власть Аттилы была несомненно дана Богом, но никакой смертный, даже их великий император, тем более трусливый римский император Теодоз не был богом. Гунны, оскорбленные надменностью римлянина, хотели немедленно расправиться с Вижиласом, находящимся в оккупированной ими территории. Максимину и Прискосу с большим трудом удалось всех успокоить и перевести разговор в другое русло.
Спокойный разговор продолжался недолго. Вскоре один из римлян ляпнул, смотря на развалины, разрушенного войной города:
— Где Аттила проходит, там трава не растет!
Все гунны издали громкие крики. Орест и Едекон были возмущены этим бесцеремонным заявлением и покинули ужин, несмотря на очередные извинения Максимина. Однако Прискосу показалось, что гуннские воины, издававшие наиболее воинственные крики, восприняли это заявление как комплимент.
***
Путешествие становилось все более и более трудным из-за снегопада и холодов. Посольство пересекло Дунай. Прискос удивлялся ловкости гуннских гребцов, умело маневрирующих на своих маленьких лодках среди льдин. Вскоре Едекон и Орест покинули их, чтобы доехать быстрее к Аттиле прямой тропой. Вечером к палатке римлян с топотом подъехали гуннские воины и объявили, что Аттилы охотится с воинами и ждет их недалеко в своем лагере. Римляне радостно пригласили гонцов поужинать с ними. Прискос отметил, что эти гунны вполне нормальные люди, абсолютно не соответствующие описанию диких воинов, данному Аммьеном Марселлином.
На следуюший вечер они доехали до лагеря Аттилы. Стояла ясная погода, и солнце село за одним из заснеженных холмов. Римляне начали было ставить свои шатры, но к ним примчались возмущенные гуннские всадники с криком:
— Как вы смеете ставить свои шатры на холме, тогда как шатер императора Аттилы находится на равнине!
Наступила ночь, когда римляне наконец устроились в отведенном для них месте. В этот момент появился Скотта в сопровождении Ореста, Едекона и других знатных гуннов. Скотта бесцеремонно спросил на своем родном греческом языке:
— Объясните мне цель вашего приезда!
Прискос уставился с недоумением на Ореста и Едекона, прекрасно знающих цели посольства. Граф Максимин остался невозмутим и ответил с достоинством, соответствующим его званию римского посла:
— Я привез письмо от императора Теодоза вашему императору Аттиле и не обязан отчитываться о своей миссии никому кроме него. Таковы общепризнанные законы международных отношений и вы, гунны, отправлявшие столько посольств римлянам, знаете это прекрасно!
Скотта засмеялся:
— Я хорошо знаю содержание этого письма!
Чтобы доказать свои слова, он процитировал слово в слово письмо императора Теодоза. Максимин побледнел. Ведь это было государственной тайной! Как они могли узнать! Их разведка работает слишком хорошо!
Скотта добавил грубо:
— Если вам нечего больше сказать, то можете возвращаться к себе!
Когда он удалился шокированные римляне начали собирать свои вещи. В это время появились около двадцати конных гуннских воинов с факелами:
— Наш всемогущий монарх не желает, чтобы вы путешествовали зимней ночью в незнакомой стране. Он предлагает вам отдохнуть и отправил живого быка и несколько корзин свежей рыбы.
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire