dimanche 26 décembre 2010

Хозяин империи


Конец 432 года. Императорский дворец в Равенне. Галла Пласидиа печально смотрит на Себастьяна:
— Это конец. Мы проиграли! Почему же судьба так благосклонна этому коварному негодяю Аэцию!
Себастьян говорит охрипшим и усталым от бессоницы голосом:
— Наши солдаты в панике убежали с поля боя, когда гуннская кавалерия в безупречном порядке, сверкая доспехами и оружием начала обходить нас с двух сторон. Настоящего сражения не было.
Регентша посмотрела в окно на осеннее небо с низкими грозовыми облаками и сказала задумчиво:
— Римляне давно стали дрожать от одного звука горна. Король Аларих с немногочисленной и недисциплинированной армией в 408-410 годах делал в Италии все, что хотел, взял Рим...
В ее памяти пронеслись сцены взятия Рима готами, страх, паника, кровь:
— Я надеялась, что Аэций будет окружен в Галлии... что его войска останутся верными законной власти и не пойдут за бунтовщиком... что гунны не посмеют оказать помощь мятежнику, объявленному вне закона.
Себастьян сказал презрительным тоном:
— Аэций очен хитер и нагл. А наглость приносит успех.
Пласидии воскликнула громко и удивленно:
— Гунны не испугались даже конфронтации с двумя римскими империями!
Себастьян заметил:
— Зато король готов Теодорих испугался конфронтации с гуннами и приостановил наступление на Арль. Вторая гуннская армия производит военные маневры на дунайской границе.
Регентша сникла и сказала подавленным голосом:
— Мой племянник император Теодоз занят армянской проблемой и трудными отношениями с Персией. Поэтому мы не можем рассчитывать на помощь Восточной римской империи.
Она воскликнула:
— Сопротивление бесполезно! Придется договариваться с Аэцием, если он согласится вести переговоры. Как мне это противно!
Себастьян опустил голову и тяжело вздохнул. Пласидиа посмотрела не него и посоветовала с искренней теплотой в голосе:
— Тебе мой дорогой Себастьян я советую не теряя времени поехать с верными тебе солдатами к готам в Тулузу и подождать там развитие событий. Здесь твоя жизнь в опасности.
С ее глаз брызнули слезы. Она произнесла твердым голосом как клятву:
— Придет день, когда Аэций ответит за свои преступления!

***
Начало 433 года. Галла Пласидиа объяснила своим детям:
— Я пригласила сегодня верного нам офицера Салвьена. Он является нашим родственником.
Удивленные Гонории и Валентиньен с интересом посмотрели на офицера. Регентша улыбнулась:
— Салвьен является родственником вашего отца. Его родители погибли в 410 году, поэтому он хорошо не знает свою родню. О том, что он родственник Констанца Салвьен узнал от него самого, когда служил под его командованием. Никому не говорите об этом. Так будет лучше в эти сложные времена.
Ее лицо приняло серьезное выражение:
— Я вынуждена назначить Аэция командуюшим всей армией нашей империи и патрисом. Он добился того, что хотел — стал хозяином империи. Теперь он него можно ожидать всего.
Салвьен с тревогой посмотрел на тринадцатилетнего Валентиньена Третьего. Неужели его ждет жестокая участь Валентинтена Второго, убитого своим жестоким и властолюбивым ментором Аргобастом? Пласидиа продолжала, тревожно смотря на своих детей:
— Поэтому я буду жить в основном в Константинополе и оттуда следить внимательно за его действиями, чтобы в случае опасности побудить моего племянника, императора Теодоза придти к вам на помощь. Гонория получит звание Августы, чтобы хоть немного уменьшить вес Аэция.
Регентша повернулась к Салвьену:
— Думаю, что это снизит вероятность покушения со стороны Аэция на жизнь императора Валентиньена. В любом случае, дорогой Салвьен, я очень рассчитываю на вашу бдительность, мужество и верность. Продолжайте дружить с Марком и другими офицерами из окружения Аэция, с гуннскими командирами, не теряйте связи с Орестом.
Через три с небольшим года Валентиньен наденет взрослую тогу и тогда мы начнем осторожно ограничивать власть Аэция. Пока надо терпеть!

***
Лето 433 года. Тулуза. Королевский дворец. Одетые в шкуры, несмотря на жару, гвардейцы подняли свои скрещенные копья и впустили в тронный зал Себастьяна. Теодорих имел мрачный вид:
— Аэций хочет, чтобы я арестовал тебя и отправил в Равенну.
Себастьян медленно попятился, испуганно озираясь по сторонам:
— Я покину немедленно Тулузу... Поеду в Испанию.
Теодорих согласился:
— Так будет лучше. Я не хочу брать на свою совесть твою гибель. Но Аэций стал настоящим хозяином империи и представляет теперь законную власть. Галла Пласидиа уехала в Константинополь. Западная римская империя подписала договор с гуннами, которые объявлены первыми союзниками Рима! Он уступил им Паннонию на бессрочное пользование и набирает гуннских наемников на очень выгодных для них условиях. Император Валентиньен, обращаясь к Аэцию, вынужден использовать официальную формулу обращения к патрису: «pater carissimus et amantissimus»!
Себастьян повторил с негодованием:
— «Отец дражайший и любимейший»! Убийца моего бедного отца стал протектором и названным отцом юного римского императора! Если он меня будет преследовать и в Испании, то поеду к вандалам. У меня не будет другого выхода.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire